Главная / Структура содержания образования

Структура содержания образования

В структуре Базисного плана выделяется базовая (инвариантная) и вариативная (модульная) части. Базовая часть состоит из федерального и национально-регионального компонентов. Вариативная часть формируется дошкольным учреждением.

Базовая часть реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражает видовое разнообразие, приоритетное направление деятельности ДОУ, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Объем обязательной части составляет не менее 80% времени, необходимой для реализации программы, вариативная – не более 20% общего объема.

Общий объем образовательной Программы рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой ДОУ и включает время, отведенное на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

Единство и преемственность основных видов деятельности, реализуемых в образовательном плане, обеспечивают физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое направления развития детей.

Эти виды деятельности приобретают форму образовательных областей:

Содержание образовательной области «Физическая культура» – обеспечивает полноценность физической активности через овладение общеразвивающими упражнениями, подвижными играми, элементами ритмики, гимнастики и различных видов спорта. В раздел включаются представления о физической культуре, валеологии, о взаимосвязи здоровья и гигиены. Содержание данной области направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоническое физическое развитие через решение специфических задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Региональная составляющая выражена в народных играх, традициях, спортивных развлечениях, праздниках и соревнованиях.

Содержание образовательной области «Здоровье» – направлено на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены, на осознание детьми ценности здорового образа жизни и воспитание потребности бережно относиться к своему здоровью. Достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья реализуется через решение задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание образовательной области «Безопасность» — направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной деятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего природного мира ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности и дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Содержание образовательной области «Социализация» — направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений посредством:

  • развития игровой деятельности детей;
  • приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Данная образовательная область реализует национально-региональный компонент содержания, обогащая представления детей о человеке, обществе, истории, их отражении в фольклоре Сибири и России через сказки, мифы, легенды, рассказы о родной истории и природе, экскурсии и др.

Содержание образовательной области «Труд» — направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение задач:

  • развитие трудовой деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • формирование первичных представлений о труде взрослых его роли в обществе и жизни каждого человека.

Содержание образовательной области «Познание» — направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

  • сенсорное развитие;
  • формирование познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области «Коммуникация» — направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через расширение таких задач, как:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» — направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» — направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через:

  • развитие продуктивной деятельности детей;
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

В старших группах в разделах декоративно-прикладное, изобразительное искусство, художественный труд включается национально-региональный компонент, нацеленный на ознакомление детей с достижениями современного искусства и традиционной народной культурой России и Сибири, народными промыслами, формирование представлений об особенностях и истории их возникновения.

Содержание образовательной области «Музыка» — направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку посредством:

  • развития музыкально-художественной деятельности;
  • приобщение к музыкальному искусству

Национально-региональный компонент включает музыкальные произведения, танцы, обычаи, праздники народов Сибири и России и неотделим от целостного восприятия личности ребенка, его нравственных и эстетических качеств.

Общим основанием для классификации содержания дошкольного образования является деятельностный подход, т.е. учитываются детские виды деятельности. Исключениями из деятельностного подхода являются области:

Здоровье – так как в рамках данной области проводится в основном профилактическая и оздоровительная работа;

Безопасность – выделение данной области в качестве самостоятельной обусловлено социальным заказом общества, государства и семьи.

В основе остальных образовательных областей находятся следующие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию данных качеств решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.